История о женщине, жизни и войне. О моей прабабушке Марии.
Кода началась война, у Марии Степановны и Петра Илларионовича Бельских было двое детей. Девочки 6 и 4 лет. Первый их сын умер в два годика от невыясненной болезни.
⠀
До войны Мария и Пётр жили в Минске в районе бывшего Аэропорта в государственной квартире. Это там, где сейчас идёт застройка ЖК "Minsk World". Пётр был директором аэропорта. Детей водили в детский садик.
Когда началась война, аэропорт передали в ведение военных для нужд обороны. Служащим приказали покинуть их квартиры, чтобы разместить солдат.
⠀
Мария с Петром одолжили денег у родственников и купили домик в деревне Щитомиричи под Минском. В тот день, когда они переезжали, солдаты красной армии бежали от немцев через эту деревню. Таким и запомнился им этот день: они заезжают, а по дороге бегут наши солдаты.
⠀
Хата Марии всегда сверкала чистотой. И сама Мария заботилась о своей красоте. В печи у неё было вмуровано зеркальце, чтобы смотреться. Такого девайса не было ни у кого в деревне и над этим зеркальцем не раз потешались соседи.
⠀
Через некоторое время в Щитомиричи вошли немцы. Так как хата Марии отличалась чистотой и порядком, немецкий комендант обосновался там. Всю семью выселили на улицу. Их приютила в своём доме соседка Марыля Константинович.
⠀
Петр Илларионович ушел в партизаны. Командовал партизанским отрядом. Мария стала связной между партизанами и теми, кто им помогал в тылу у немцев. Часто она уходила с передачами для партизан в леса, через другие деревни и комендатуры. Она отсутствовала неделями. Дети в это время часто жили у родителей Петра: Иллариона и Елены Бельских. Иногда они ходили к бабушке Степанихе – матери Марии.
Какие страхи, надежды и чаяния переживала Мария во время этих "путешествий", одному Богу ведомо.
⠀
За время войны у Марии и Петра родились ещё два сына.
К концу войны Мария изрядно подорвала себе здоровье – часто болела спина, и она грела ее подолгу на солнце. В 1947 году она заболела воспалением легких. Её, как бывшую партизанскую связную, устроили в военный госпиталь. Воспаление лёгких дало осложнение на почки. Из госпиталя Мария уже не вернулась – умерла, не дожив до 37 лет.